Три шага к управлению своим эмоциональным состоянием

Руководители образовательных учреждений и педагоги нередко сталкиваются со стрессовыми ситуациями. Как справляться с чрезмерным эмоциональным напряжением? Какие методы и приемы могут помочь в этом?

Фото группы «Управление ресурсными состояниями» в facebook

Сегодня мы расскажем о технике, которую на мастер-классе «Управление ресурсными состояниями» в рамках Московского международного салона образования показали управляющие партнеры компании Intend Елена Наумцева и Евгений Морозов. Техника состоит из трех шагов.

Шаг 1. Поименуйте то, что переживаете

Осознанность — базовое слово для способности справляться со стрессовыми переживаниями. Чтобы управлять чем-либо, надо понимать чем именно вы управляете, то есть пометить, дать этому точное название. В нашем случае — назвать эмоции, которые человек испытывает в данный момент. А для этого необходимо развивать в себе умение наблюдать и замечать собственные душевные состояния. Самый простой способ делать это — записывать в конце дня те эмоции, которые вы пережили за день. Возможно, сначала это будут 3–4 эмоции, но постепенно спектр осознаваемых состояний начнет расширяться.

Как только мы станем развивать в себе это умение, мы обнаружим, что оказывается у нас бывает много разнообразных переживаний с разными их «оттенками». Например, состояние ожидания интересного события может меняться со временем: интерес, предвкушение, предвосхищение, тонкая настройка на предстоящее действо…

Умение замечать оттенки собственных переживаний важно, в том числе потому, что этот навык помогает людям обнаружить момент начала эмоционального выгорания: вот она граница, еще чуть-чуть и наступит эмоциональное истощение. К сожалению, многие профессионалы пропускают этот момент.

Шаг 2. Примите собственные эмоции

Принять — в данном случае означает, что со своим эмоциональном состоянием не надо бороться, но и не надо идти у него на поводу. Например, если вы злитесь, вы можете сказать себе: «Да я сейчас зол, я в стрессе и в этом нет ничего плохого. Это нормально. Все хорошо».

Но принять — не значит потакать: «Я злюсь и отлично, буду злиться дальше».

Шаг 3. Измените контекст

Всякое эмоциональное состояние можно рассматривать в ракурсе отношения самого человека к этому переживанию. Например, как я отношусь к тому, что я испытываю гнев? Это меня раздражает в самом себе? Злит? Заставляет чувствовать себя виноватым? Вызывает желание подавить неприятные эмоции?..
Иными словами, контекст — это эмоциональное состояние по отношению к состоянию переживания в конкретной ситуации, научный термин для этого — метосостояние.

Для чего важно понимать контекст? Чтобы попытаться его изменить. Меняя контекст мы влияем на само переживание и оно тоже начинает меняться.

Рассмотрим подробнее, как мы можем изменять контекст.
Это происходит, когда мы пытаемся смотреть на переживание с иной позиции. Например, не с позиции злости на самого себя за проявление раздражения или гнева, а с позиции исследовательского интереса. Что именно меня в этом раздражает? Почему? В каких ситуациях у меня возникают подобные переживания? Что их вызывает? Что за этим стоит?.. При этом можно использовать подход «А что, если?».

Предположим, вам предстоит выступление перед незнакомой аудиторией. Попробуйте поиграть в «А что, если?..»: «А что, если я отнесусь к ситуации выступления с позиции исследовательского интереса?» «А что, если я посмотрю на это из состояния удивления?», «Радости?», «Юмора?»…

Когда человек не отрицает, не стремится подавить состояние сильного волнения, оно теряет интенсивность. А иное отношение (скажем, отношение исследовательского интереса) открывает новые возможности реагирования на ситуацию, до которых бы вы не додумались, будучи всецело захваченным неприятным чувством. Таким образом, мы получаем возможность управлять собственным эмоциональным состоянием.

Самая большая сложность здесь в заключается в том, что контекст надо менять непосредственно в процессе переживания. Чтобы суметь это сделать, человеку надо обладать развитой способностью стать «над ситуацией», то есть выйти из ситуации и внутренним взором посмотреть на происходящее как бы со стороны. Эту позицию спокойного внутреннего наблюдателя тоже можно развивать. Для этого существуют специальные упражнения, которые Елена Наумцева и Евгений Морозов используют в разработанной ими программе.

Ресурсы для работы

В конце мастер-класса ведущие обратились с аудитории с вопросом: какие практики вы используете, чтобы изменить отношение к проблемным ситуациям? Какие мысли, установки помогают вам поддерживать свой внутренний баланс в течение дня, рабочей недели?

Вот некоторые ответы.

  • Фраза: «Я подумаю об этом завтра».
  • Установка: «Буду решать проблемы по мере поступления. Насущные вопросы решаю прямо сейчас. Те вопросы, которые можно отложить — откладываю».
  • Подход: «Главное ввязаться! Давайте, начнем, а там разберемся!»

Дорогие читатели! Поскольку эта тема актуальна для многих, а в короткой заметке обо всем не расскажешь, мы планируем вернуться к ней через некоторое время. Возможно, при знакомстве с материалом у вас возникла потребность что-то прояснить, уточнить, задать вопрос авторам мастер-класса либо поделиться собственным опытом. Предлагаем вам написать ваши вопросы и пожелания по развитию этой темы в анкете по этой ссылке .
Мы постараемся учесть ваши вопросы и соображения в процессе дальнейшей работы над темой. Это поможет нам подготовить новые полезные публикации.

Информация для тех, кому интересно узнать больше.

У ведущих семинара есть группа в Фейсбуке, посвященная управлению состояниями, которые являются ресурсом для той или иной деятельности, то есть, позволяют при прочих равных условиях осуществлять ее более эффективно. Группа так и называется «Управление ресурсными состояниями».

1-YcuKowHP92HpYxxjxwrJ0w
Евгений Морозов
324324
Елена Наумцева